Онлайн-сервис налоговых решений
open-icon open-icon
Nalogia person
Тарифы
Обновлено: 16 мая 2023
Обновлено 16.05

Эмиссия ценных бумаг

Юлиана Полякова Налогия
Автор статьи
Ведущий специалист по налогообложению  •  Стаж 4 года

Инвесторы приобретают акции и облигации на бирже. Но как они попадают на торговую площадку? Компания или государство не имеет права просто объявить, что завтра начнет продавать финансовые активы. Для этого необходимо провести ряд процедур, для которых существует единое понятие — эмиссия ценных бумаг.

В статье расскажем, что является целью эмиссии ценных бумаг, в чем заключается процедура эмиссии акций, кем она проводится и как на ней зарабатывают.

Эмиссия ценных бумаг

Что такое эмиссия ценных бумаг

Под эмиссией ценных бумаг (ЦБ) понимают выпуск на биржу акций и облигаций. Процедура регулируется законодательством и правилами торговой площадки. В результате активы становятся доступны для инвесторов, а эмитент получает возможность привлечь дополнительное финансирование.

Процедура эмиссии обычно описывает выпуск таких ЦБ, как:

  • акции;
  • облигации;
  • депозитарные расписки;
  • опционы.

Правила выпуска касаются всех эмитентов, будь то крупнейшие банки страны и мира, государственные органы власти или иные коммерческие компании. В России процедура строго регламентирована, за эмиссией следит Федеральная служба по финансовым рынкам.

Обратите внимание! Процесс выпуска ЦБ прописан в федеральных законах о рынке ценных бумаг № 39-ФЗ и об акционерных обществах № 208-ФЗ.

Зачем проводится эмиссия

Выпуск ценных бумаг позволяет привлечь в организацию капитал в долгосрочной перспективе. Кроме этого, условия финансирования для эмитента низкорискованные и выгоднее, чем получение кредита в банке. Инвесторы также получают возможность получить доход больше, чем от банковских депозитов.

Для привлечения большего капитала эмитент имеет право выпустить инструменты сразу на нескольких биржах, в том числе и зарубежных. Однако такая инициатива дорого обойдется: на каждой площадке необходимо уплачивать вступительный взнос, абонентскую плату и нести прочие сопутствующие расходы.

И если эмитент решит присутствовать на каждой крупной площадке в мире, средства от инвесторов пойдут на покрытие эмиссионных расходов. Сами же доходы окажутся значительно ниже планируемых.

Итак, главная цель любой эмиссии государственных или коммерческих бумаг — привлечение дополнительного финансирования. Чаще всего для этого используются два типа инструментов:

  • акции — позволяют увеличить объем уставного капитала;
  • облигации — эмитент получает деньги от инвесторов на заемных условиях.

Существует еще несколько причин, по которым может быть инициировано размещение или дополнительный выпуск ЦБ. Такими причинами могут быть изменение номинала и свойств выпущенных инструментов, а также переход в акционерное общество.

Эмиссия позволяет привлечь капитал в долгой перспективе. Продавая акцию, эмитент продает долю в бизнесе. Соответственно, инвестор привлекается на время действия самой организации.

Виды и особенности эмиссионных ценных бумаг

Существует несколько видов выпуска, каждому присущи собственные признаки. По очередности эмиссия бывает:

  • первичная (IPO) — эмитент выпускает ЦБ первый раз или это первый выпуск конкретного вида инструмента;
  • вторичная — повторное размещение ценных бумаг в дополнение к существующим (Follow-on).

Существует также вторичное размещение (SPO). Чаще всего под ним понимают выпуск на биржу бумаг, которые принадлежат действующим акционерам или основателям компании.

Способы размещения ценных бумаг бывают следующих видов:

  • Подписка. Это выпуск акций и облигаций по условиям подписанного договора купли-продажи;
  • Распределение. Выпущенные активы распределяются между строго установленным кругом лиц. Метод применим только к акциям;
  • Конвертация. Эмитент обменивает выпущенные ценные бумаги на текущие без продажи. Способ применим к акциям и облигациям.

Также эмиссии отличаются по форме выпуска, она бывает:

  • Открытая — инструменты доступны для покупки всем желающим;
  • Закрытая — ЦБ доступны строго установленным инвесторам.
Важно! Акции размещаются по всем трем видам эмиссии: подписка, распределение, конвертация, облигации - по подписке и конвертации.

Кто проводит эмиссию ценных бумаг

Эмитенты имеют право выпускать ЦБ самостоятельно или обращаться к андеррайтерам. Это профессиональные участники фондового рынка, зачастую ими выступают крупные банки или инвестиционные компании.

Эмитент заключает с андеррайтером договор. По нему последний обязуется провести все процедуры и пройти все этапы эмиссии ценных бумаг на бирже. Здесь следует понимать обоснование эмиссии, подготовку и регистрацию документов, размещение ценной бумаги и т.д.

Андеррайтеры могут также взять на себя следующие обязательства:

  • Покупка ЦБ по заранее установленной цене. Андеррайтер сначала выкупает их по одной цене, а далее продает по рыночной стоимости;
  • Выкуп недоразмещенных ценных бумаг.

Круг задач андеррайтера широк. В него входит юридическое оформление эмиссии, маркетинговое освещение и продвижение актива на рынке, проведение листинга на бирже и поддержание уровня котировок после размещения. Как мы отметили выше, андеррайтеры могут принимать обязательства по выкупу ЦБ, которые не были выпущены или распределены. После этого производится их повторная продажа.

За свои услуги посредник получает комиссию от всех доходов, которые получил эмитент после размещения инструмента. В каждом отдельном случае размер комиссии формируется, исходя из обязательств и рисков, которые берет на себя андеррайтер.

Обратите внимание! Каждый год формируется рейтинг организаций-андеррайтеров. В России в числе лидеров находятся ВТБ Капитал, Сбербанк, Газпромбанк, Россельхозбанк и Совкомбанк.

Что такое проспект эмиссии ценной бумаги

Проспект эмиссии ценных бумаг — документ, необходимый для государственной регистрации и утверждения выпуска. Он содержит сведения об эмитенте, вид выпускаемых инструментов, их номинал, срок обращения (для облигаций) и прочие данные.

К проспекту прилагается финансовая отчетность эмитента, а именно сведения о прибыли и убытках, текущем балансе предприятия, акционерах, аффилированных лицах, сотрудниках, задачах эмиссии и т.д.

Помимо государственных требований каждая биржа устанавливает собственные условия. Торговые площадки требуют предоставлять определенную информацию и документацию, которая интересна инвесторам. Все это позволяет обеспечить прозрачность эмитента и честность сделки.

Важно! Проспект эмиссии является аналогом паспорта. Он формируется, если предполагается более 500 инвесторов (при открытой продаже).

Эмиссия ценных бумаг: этапы

Процедура выпуска инструментов фондового рынка требует привлечения специалистов и оформления большого количества документации. Это долгий и трудоемкий процесс.

Начальные требования

Эмиссионные ценные бумаги должны обладать следующими признаками:

  • держатели ЦБ наделяются одинаковыми правами;
  • все ценные бумаги имеют равную ценность;
  • ЦБ появились в рамках дополнительного размещения.

Эмитент должен быть готов к рискам, которые могут возникнуть после эмиссии. Чаще всего это падение стоимости активов после выпуска, увеличение комиссии андеррайтера, выход на рынок в неподходящий период, нестабильность выплат владельцам ценных бумаг или же размещение не всего объема финансовых инструментов.

Решение об эмиссии

Решение разместить ценные бумаги для продажи принимает руководство компании, например, совет директоров, общее собрание акционеров или другой орган. По результатам решения составляется документ, который содержит следующие сведения:

  • вид ЦБ для выпуска;
  • способ эмиссии;
  • метод размещения;
  • права держателя;
  • стоимость по номиналу;
  • объем выпуска;
  • тип хранения.

После принятого решения об эмиссии ценных бумаг эмитент формирует проспект. Об этом документе мы уже писали выше. Проспект содержит все ключевые сведения о типе инструментов, бизнес-план компании, финансовую отчетность и прочее.

Что такое облигации Читайте также Что такое облигации

Государственная регистрация

Далее следует государственная регистрация. Она утверждает решение о выпуске бумаг и проспект. Если же размещение реализуется в виде документов, то утверждается также бланк ценных бумаг. По закону срок регистрации составляет от 1 до 3 месяцев с даты принятия решения о выпуске.

Эмитенту могут отказать в госрегистрации по следующим причинам:

  • отсутствие некоторых документов;
  • подача некорректной или заведомо ложной информации;
  • неуплата налогов;
  • нарушение законов;
  • иные нарушения.
Обратите внимание! Стандарты эмиссии установлены Банком России, он же проводит проверку документации и регистрацию. После этого создаются сертификаты ценных бумаг.

Раскрытие информации

По завершении государственной регистрации эмитент публикует информацию об эмиссии в открытых источниках. Она соответствует тем же сведениям, которые содержатся в проспекте. Благодаря этому все желающие имеют возможность ознакомиться с предстоящим выпуском ценных бумаг.

В то же время отсутствие новостей, публичной информации или утаивание эмиссии вызовет негативные настроения. Подобные действия могут вызвать интерес со стороны Центрального банка, регуляторов биржи и недоверия со стороны инвесторов.

Размещение ценных бумаг

Эмиссионная стоимость ценной бумаги на фондовой бирже устанавливается по номинальной цене, это нижняя граница. Далее на стоимость влияют биржевые настроения и деятельность эмитента. Размещение возможно через андеррайтера, о чем мы писали выше, либо самостоятельно.

После выпуска эмитент формирует отчетные документы для органов государственной регистрации. Они содержат следующие сведения:

  • сроки начала и завершения эмиссии;
  • стоимость одной акции/облигации;
  • объем выпуска;
  • планируемая прибыль;
  • сведения о держателях 2% выпущенных бумаг.

Решение о номинальной стоимости принимает эмитент. Однако в проспекте должно иметься обоснование принятой цены.

Эмиссия государственных ценных бумаг

Государство размещает ЦБ на бирже для иных целей, нежели коммерческие компании. Несомненно, они нужны для привлечения средств, однако это не единственная цель эмиссии акций. Основная задача состоит в поддержании текущей экономики страны.

Рынок государственных ценных бумаг призван решать следующие задачи:

  • покрытие дефицита;
  • привлечение средств для реализации госпроектов;
  • погашение задолженности по иным ценным бумагам;
  • регуляция инфляции, валютного курса и объема денег.

Для покрытия дефицита региональных бюджетов, проведения инвестиционных программ и снижения зависимости от федеральных дотаций выпускаются региональные облигационные займы. Регулярная эмиссия ценных бумаг в связке с бюджетными мероприятиями и использованием целевых кредитов улучшает финансовое положение регионов.

Как зарабатывают на эмиссии ценных бумаг

На выпуске эмиссионных ценных бумаг зарабатывают инвесторы, которые вложились в компанию до ее выхода на биржу. Как правило, подобное происходит при прямых и венчурных инвестициях. Такое инвестирование сопряжено одновременно с высокими рисками и доходами.

Пример

Сервис видеозвонков Zoom провел IPO 18 апреля 2019 года. Стоимость акций в первый день торгов составила 65$, сама компания заработала 350 млн $. В течение последующих двух лет шел активный рост с максимумом в 478,85$, а на момент выхода статьи стоимость одной акции составляет 65,99$.

В основном после размещения акции значительно дорожают. Однако история знает как положительные, так и отрицательные примеры.

Пример

Сервис такси Uber разместил акции по цене 45$ за штуку. Через полгода стоимость упала до 27$, минимальная цена 21$. На май 2023 года стоимость составляет 37,44$.

Таким образом, эмиссия инвестиционных инструментов позволяет эмитентам привлечь значительные объемы средств на развитие и поддержание действующих процессов. Инвесторы же получают возможность заработать на дивидендах, купонах и перепродаже активов. Мы советуем перед покупкой ценных бумаг всегда проверять отчетность эмитента и его текущее финансовое состояние.

Частые вопросы

Когда применяется открытое и закрытое размещение?
+

Публичная продажа проводится, если объем выпуска превышает 50 000 МРОТ, а число инвесторов свыше 500. В остальных случаях разрешается закрытая продажа определенному кругу лиц.

Требует ли закрытая продажа публичного освещения?
+

Нет, закрытая продажа не требует подготовки проспекта и раскрытия информации.

Какие биржи действуют на территории РФ?
+

На территории России работают две фондовые биржи: Московская и Санкт-Петербургская.

Что такое листинг ЦБ?
+

Под листингом понимают процесс допуска инструментов на биржу. После этого становится возможной их покупка и продажа.


Комментарии: (1)
Оставить комментарий
Ответит автор статьи
avatar
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
avatar
Юлиана Полякова Ведущий специалист по налогообложению
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ!
Ваш комментарий успешно принят и отправлен на модерацию.
Ваш комментарий принят и будет опубликован после проверки!
Комментарии: (1)
avatar
Алексей
19.05.2023
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, где я могу найти финансовую отчетность эмитента, узнать сведения о прибыли, убытках и прочее?
Ответить
avatar
Юлиана Полякова
19.05.2023
Здравствуйте, Алексей. Подобные сведения публикуются на официальном сайте компании в виде документов. Они доступны для ознакомления всем желающим.
Ответить

Другие статьи по теме

Все статьи